Версия для печати

Законное налоговое планирование или уклонение от уплаты налогов: пределы административной переоценки хозяйственных решений

В Санкт-Петербурге с 14 по 18 мая проходил IX Петербургский международный юридический форум. Адвокатуру Адыгее на нем представлял президент АП РА Алий Мамий. В рамках форума представитель адвокатуры Адыгеи принял участие в дискуссионной сессии «Законное налоговое планирование или уклонение от уплаты налогов: пределы административной переоценки хозяйственных решений»

Модератором сессии выступил Сергей Пепеляев — управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп». В качестве спикеров были приглашены судьи, представители органов власти, практикующие юристы, представители высшей школы, российские и зарубежные эксперты.

Актуальность темы дискуссии обусловлена тем, что с 2012 г. по 2018 г. объем налоговых изъятий из экономики (НДС и налог на прибыль) рос в 30 раз быстрее, чем экономика. ФНС России объясняет это качеством налогового администрирования и «вовлечением в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности». Но такая колоссальная диспропорция не может объясняться только этим.

Судебная статистика подтверждает, что основная часть налоговых доначислений сделана на базе концепции необоснованной налоговой выгоды (88% судебных решений по таким делам вынесено в пользу налогового органа).

Антиуклонительные нормы — абстрактные и гибкие — дают правоприменителю широкий простор для оценочного подхода. В странах, откуда они заимствованы, свобода усмотрения контролера балансируется надежной системой досудебного урегулирования налоговых споров, высоким авторитетом независимого суда, учетом мнения ученых и применением этих норм в исключительных случаях.

Объем норм налогового права, которые позволяют изменять налоговые обязанности по усмотрению налоговых органов, уже достиг 10% общей части НК РФ. Все это происходит на фоне резкого падения уровня институционального доверия граждан, в том числе к судебной системе.

Участники дискуссионной сессии обсудили наиболее актуальные вопросы применения концепции необоснованной налоговой выгоды в налоговых спорах. По итогам дискуссионной сессии ПМЮФ «Законное налоговое планирование или уклонение от уплаты налогов: пределы административной переоценки хозяйственных решений» была принята резолюция. В соответствии с суждениями и выводами экспертов, первостепенными практическими действиями законодателя и судебной власти должны стать:

  • исключение в правоприменении ссылок на «фиктивный документооборот»;
  • сопряжение доказывания необоснованной налоговой выгоды с доказыванием недействительности (мнимости или притворности) соответствующих сделок;
  • разработка и законодательное закрепление критериев для определения основной цели сделки;
  • повышение роли экспертов при рассмотрении налоговых споров, связанных с переквалификацией сделок;
  • ограничение полномочий налоговых органов по оспариванию и переоценке выбранного налогоплательщиком способа достижения деловой цели.

Эксперты, среди прочего, пришли к следующим выводу, что концепция необоснованной налоговой выгоды получила максимально широкое применение в практике российских налоговых органов и судов. Дежурное применение концепции не соответствует общемировым тенденциям, ее сути и назначению. Нынешняя ситуация крайне неблагоприятна для развития бизнеса. При этом российские суды устойчиво демонстрируют общее снижение требовательности к налоговым органам в отношении предмета доказывания, доказанности вменяемого правонарушения, правовой квалификации сделок или хозяйственных операций, толкования норм материального права.

Отмечено, что понятие «фиктивный документооборот» из-за неоправданно широкого применения утратило содержание, стало «правовым ярлыком». Это опасно, так как порождает правовую неопределенность. Существует экспертный консенсус (91%) в отношении того, что текущая практика использования этого понятия требует кардинального пересмотра. Понятие «фиктивный документооборот» не должно использоваться при обосновании выносимых решений пока не будет закреплено законодательно.

В резолюции указано, что в делах о применении общей антиуклонительной нормы и пересмотре налоговых последствий сделок в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов требуется повысить стандарт доказывания. Налоговый орган обязан доказать, что задекларированная для целей налогообложения сделка недействительна (является мнимой или притворной). Если же недействительность сделки (группы сделок) не доказана налоговым органом, налоговые последствия не могут быть пересмотрены.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Министерство юстиции