Версия для печати

Верховный суд Адыгеи подтвердил законность требований адвоката

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РА подтвердила, что именно адвокат, а не адвокатское образование, является надлежащим административным истцом по делам, связанным с неперечислением вознаграждения защитника по назначению. Также признано незаконным бездействие МВД по РА в части невыплаты адвокату вознаграждения за оказание юридической помощи по назначению.

Адвокат Марина Ашинова обратилась в суд с административным исковым заявлением к МВД по РА о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении пунктов 25 — 29 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу. Речь шла о неперечислении определенного на основании постановлений следователей и дознавателей денежного вознаграждения за участие по уголовным делам.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал исходя из того, что в соответствии с абзацем вторым пункта 29 Положения денежные суммы, причитающиеся адвокату, перечисляются на счет адвокатского образования, которое в данном случае и является надлежащим административным истцом. Таким образом, следуя этой логике, адвокат был не вправе требовать выплаты вознаграждения и не являлся надлежащим административным истцом по спору.

Марина Ашинова обжаловала решение суда первой инстанции. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РА не согласилась с указанным выводом. При этом указано на то, что предметом обращения в суд явилось требование о признании незаконным бездействия МВД РА, выразившегося в нарушении Положения в части неперечисления определенного на основании постановлений денежного вознаграждения, которые административным истцом и ответчиком не оспаривались.

Принимая во внимание, что вопрос о размере вознаграждения адвокату разрешен в установленном законом порядке, орган, который должен осуществить выплату данного вознаграждения, известен, а вознаграждение не выплачивается ввиду бездействия МВД РА, то избранный адвокатом способ защиты своего нарушенного права путем предъявления административного иска следует признать правильным.

Также указано, что именно адвокаты выступают субъектами оказания юридической помощи. Следовательно средства, поступающие адвокату на расчетный счет или в кассу адвокатского образования, являются доходом адвоката и не учитываются в качестве доходов данного адвокатского образования.

Исходя из изложенного выводы суда первой инстанции о том, что адвокат не являлся надлежащим истцом, признаны несостоятельными и основанными на неправильном толковании закона.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РА определила: решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым требования административного истца удовлетворить. Также признано незаконным бездействие административного ответчика в части невыплаты адвокату вознаграждения за оказание юридической помощи по назначению по уголовным делам. Административный ответчик обязан устранить допущенное нарушение.

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 «23» мая 2018 года                                                                                                                                    г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего — судьи Р., при секретаре судебного заседания М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску А. к МВД по Республике Адыгея о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

А. обратилась в Майкопский городской суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Адыгея о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений.

В обоснование своих требований указала, что она, являясь адвокатом Республиканской коллегии адвокатов, по назначению дознавателей и следователей участвовала в качестве защитника по уголовным делам, находившимся в производстве МО МВД России «Адыгейский». Она обратилась к административному ответчику с требованием произвести оплату за проделанную работу в сумме 20 625 рублей, однако ей было отказано в связи с тем, что она несвоевременно представила документы для производства соответствующих выплат.

Просит признать незаконным бездействие МВД по РА в части невыплаты ей вознаграждения за оказание юридической помощи по назначению по уголовным делам № 6160180, № 6160202, № 6160117, № 6160183, № 6160075, № 6160141, определенного на основании постановлений дознавателя и следователей Межрайонного отдела МВД России «Адыгейский», и обязать устранить допущенное нарушение.

В судебное заседание административный истец А. не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика МВД по Республике Адыгея А. возражала против заявленных административных требований, просила отказать в удовлетворении.

В судебное заседание надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела представитель заинтересованного лица МО МВД России «Адыгейский» не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных административных требований.

Суд, выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным, вынесенным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении уголовного закона.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

По смыслу вышеприведенных взаимосвязанных правовых норм обеспечение участия защитника в уголовном деле по назначению относится к сфере регулирования уголовно-процессуального законодательства, и право адвоката на вознаграждение за оказание юридической помощи подозреваемому в рамках уголовного дела предопределено исключительно его процессуальным положением в уголовном производстве и регулируется специальными нормативными актами, касающимися оплаты вознаграждения адвоката в уголовном процессе (Приказ Минюста РФ № 174, Минфина РФ № 122н от 05.09.2012 «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 УПК РФ и п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета исходя из размера и порядка вознаграждения, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением Правительства РФ от 1 декабря 2012 года № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации», Приказом Минюста России № 174 и Минфина России № 122н от 5 сентября 2012 года «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подотчетным лицам или их представителям осуществляется не позднее 30 дней со дня получения указанного в п. 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.

Денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения указанного в п. 25 настоящего Положения решения уполномоченного государственного органа.

Из содержания административного искового заявления следует, что А. оспаривает отказ МВД по Республике Адыгея по невыплате вознаграждения ей как адвокату, оказавшему юридическую помощь подозреваемым и обвиняемым по назначению органов предварительного расследования. После оказания юридической помощи ей выдавались постановления об оплате ее труда за счет средств федерального бюджета на общую сумму 20 625 рублей. А. обратилась в МВД по Республике Адыгея с требованием произвести оплату за проделанную работу. Однако письмом ей было отказано в произведении выплат.

Следовательно предметом оспаривания является бездействие МВД по Республике Адыгея, выразившееся в нарушение предписаний пунктов 25, 28 и Положения в части невыплаты денежного вознаграждения, определенного на основании постановлений дознавателей и следователей.

Вместе с тем, несмотря на то, что вопрос о размере суммы вознаграждения адвокату сторонами не оспаривается, орган, который должен осуществить выплату данного вознаграждения, установлен, а денежная сумма вознаграждения не выплачивается ввиду бездействия МВД по Республике Адыгея, то избранный А. способ защиты нарушенного права нельзя признать правильным.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Таким образом. А. не вправе требовать выплаты вознаграждения адвоката, подлежащего перечислению юридическому лицу, и соответственно не может являться надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.

Поскольку суд в рамках КАС РФ не наделен процессуальной самостоятельностью по привлечению административного соистца без подачи соответствующего от него заявления, следовательно основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления А. к МВД по Республике Адыгея о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 25.05.2018 года.

 

Решение по гражданскому делу — апелляция

Информация по делу

Судья  Р.
дело № 33а-1701 /2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2018 года                                                                                                                                                      г.Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе председательствующего М., судей Ш. и П., при секретаре О., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи П. административное дело по апелляционной жалобе административного истца А. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 мая 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления А. к Министерству внутренних дел Республики Адыгея о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать,

установила:

А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел Республики Адыгея (далее — МВД по РА) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении пунктов 25 — 29 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, в части неперечисления определенного на основании постановлений денежного вознаграждения за участие по уголовным делам, которое просила суд обязать ей выплатить.

В судебное заседание административный истец А. не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Адыгея А. административный иск не признала.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Адыгейский» не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении заявленных административных требований просил отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, по причине неправильного применения судом норм материального права, регламентирующего участие адвоката в уголовном судопроизводстве.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается имеющейся в деле телефонограммой, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея не явился.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.

Проверив материалы дела, заслушав представителя МВД по РА А., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РА приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с абзацем вторым пункта 29 названного Положения денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования, и адвокат А. не вправе требовать выплаты вознаграждения и соответственно не является надлежащим административным истцом по настоящему спору.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая при этом, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (часть 1 статьи 48). Указанные конституционные положения конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, который закрепляет обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, обеспечивать участие в уголовном деле защитника подозреваемого (часть 2 статьи 50, статья 51) и предусматривает, что в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или в судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета (часть 5 статьи 50).

Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 25 Закона об адвокатуре).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек   в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации (далее — Положение).

Как установлено судом и следует из материала, А., являясь адвокатом Адыгейской республиканской коллегии адвокатов, осуществляла защиту по уголовным делам в органах следствия и дознания в порядке статей 50, 51 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим уполномоченными должностными лицами были вынесены постановления об оплате из средств федерального бюджета Российской Федерации ее работы путем выплаты денежного вознаграждения в общей сумме 20 625 рублей.

Согласно пунктам 25, 28, 29 вышеуказанного Положения возмещение процессуальных издержек в связи с осуществлением защиты в уголовном судопроизводстве в порядке статей 50, 51 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации производится на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда, которые направляются в соответствующую финансовую службу, в данном случае в МВД по РА.

Денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвующему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, перечисляются на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения указанного в пункте 25 Положения решения уполномоченного государственного органа.

Из материала следует, что постановления об оплате из средств федерального бюджета вознаграждения адвокату А. направлены в адрес МВД РА и ей письмом отказано в выплате.

Именно данные обстоятельства послужили основанием для обращения адвоката с соответствующим административным заявлением в суд.

Предметом обращения А. в суд является требование о признании незаконным бездействия МВД РА, выразившегося в нарушении пунктов 25 — 29 Положения в части неперечисления на ее счет определенного на основании постановлений денежного вознаграждения, которое А. и МВД по РА не оспаривались.

Принимая во внимание, что вопрос о размере вознаграждения адвокату А. разрешен в установленном законом порядке, орган, который должен осуществить выплату данного вознаграждения, известен, а вознаграждение не выплачивается ввиду бездействия МВД РА, то избранный А. способ защиты своего нарушенного права путем предъявления административного иска следует признать правильным.

Согласно части 1 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов (часть 2 статьи 38 КАС РФ).

Статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, закрепляющей свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, следствия и судов, осуществляют деятельность, имеющую публично­правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Такая деятельность, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 года №18-П, не является предпринимательской и не преследует цель извлечения прибыли.

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон 63-ФЗ) адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; данная деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, и существенным условием которого является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 1, пункты 1 и 2, подпункт 3 пункта 4, абзац первый пункта 8 статьи 25).

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм, субъектами оказания юридической помощи являются адвокаты.

Следовательно средства, поступающие адвокату от доверителя на расчетный счет или в кассу адвокатского образования, являются доходом адвоката и не учитываются в качестве доходов данного адвокатского образования.

За счет получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов, на содержание соответствующего адвокатского образования, на страхование профессиональной ответственности, на иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

Исходя из изложенного выводы суда первой инстанции о том, что адвокат не является надлежащим истцом по настоящему спору, несостоятельны и основаны на неправильном толковании закона.

 Поскольку по настоящему административному исковому заявлению отсутствуют обстоятельства, препятствующие возмещению адвокату А. расходов на оплату оказанных ею правовых услуг путем перечисления на расчетный счет адвокатского образования, Судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым обжалуемое решение суда отменить с разрешением поставленного вопроса по существу

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея

определила:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 мая 2018 года отменить и принять новое решение, которым требования административного истца А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел Республики Адыгея в части невыплаты адвокату А. вознаграждения за оказание юридической помощи по назначению по уголовным делам №6160180, №6160202, №6160117, №6160183, №6160075, №6160141 согласно постановлениям дознавателей и следователей МО МВД России «Адыгейский».

Обязать Министерство внутренних дел Республики Адыгея устранить допущенное нарушение, выплатить адвокату А. вознаграждение в размере 20 625 рублей, перечислив данные средства в Адыгейскую республиканскую коллегию адвокатов.

Председательствующий                                                                          М.

Судьи                                                                                                             Ш.

                                                                                                                         П.

Пресс-служба Адвокатской палаты Республики Адыгея.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Министерство юстиции