Версия для печати

Управляющие компании — к барьеру!

В ходе состоявшегося 9 июля заседания Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека принято решение провести доскональную проверку деятельности управляющих компаний на предмет того, насколько добросовестно они выполняют обязанности перед жителями многоквартирных домов. Проверка пройдет с привлечением возможностей прокуратуры, а также республиканских и муниципальных структур. 

1200-AAG6877

В заседании Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека приняли участие Глава региона Аслан Тхакушинов, прокурор РА Василий Пословский, иные официальные лица. Также с учетом повестки дня были приглашены представители общественности и руководство управляющих компаний. Вел заседание председатель совета Анатолий Осокин. 

В приветственном слове Аслан Тхакушинов сообщил собравшимся о запланированном заседании в Адыгее Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России. Инициатором этого выступило руководство республики, которое желало бы таким образом получить экспертный взгляд со стороны на то, как развивается ситуация с правами человека в регионе. 

— Уповать на то, что в республике все идеально, в работе органов власти и управления нет недостатков, – глупо. Тем не менее есть серьезная работа органов законодательной, исполнительной и судебной власти, нацеленная на то, чтобы улучшить ситуацию. Однако в ходе этого процесса выявляются новые и новые недостатки. Мы видим в вас профессионалов, болеющих за нашу республику и готовых внести свой весомый вклад в укрепление и развитие ценностей прав и свобод человека и гражданина,Глава республики также обратился к членам регионального Совета по развитию гражданского общества и правам человека. – Мы нацелены на то, чтобы жалобы жителей Адыгеи своевременно и компетентно разрешались на территории региона. Хотя, естественно, у граждан есть право на обращения в федеральные и международные структуры, которое мы никоим образом не оспариваем. 

1200-AAG6946

Далее Анатолий Осокин сообщил о решениях организационного характера, связанных с тем, каким образом будет действовать Совет при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека. В ходе прошлого (и первого) заседания этого консультативного органа было решено построить работу в рамках профильных комиссий. С тех пор были определены конкретный перечень подобных комиссий (всего их 12) и их председатели. Направления деятельности комиссий говорят сами за себя: развитие некоммерческих организаций, социальные права, доступная среда и защита семьи и детства, экологические права, межнациональные и межконфессиональные отношения. В том числе создана комиссия по противодействию коррупции и созданию прецедентных дел в этой сфере, возглавил которую президент АП РА Алий Мамий. 

Члены Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека сошлись во мнении, что система комиссий будет совершенствоваться и далее, с учетом актуальности тех или иных вопросов, а также того, что состав совета является открытым и в него будут входить новые члены. 

Далее в течение порядка двух часов собравшиеся обсуждали вопросы, связанные с жалобами граждан на деятельность управляющих компаний. Основными докладчиками выступили Анатолий Осокин и член Совета при Главе Адыгеи по развитию гражданского общества и правам человека Нина Коновалова. 

Нина Коновалова рассказала о конкретных жалобах жильцов двух майкопских МКД, которые не согласны с действиями УК №1 и УК №3. В июне текущего года жильцам пришли «письма счастья», в которых их уведомляли о том, что уже с июля управляющие компании расторгают договоры на управление их многоквартирными домами. Людей по сути дела поставили перед выбором – или они должны принять повышенные тарифы на обслуживание общего имущества МКД, или искать новую управляющую компанию. 

Вопросы возникли уже с содержанием договоров, которые подписали жильцы домов. Исходя из приложений к этим соглашениям, в сферу ответственности управляющих компаний входило обслуживание общего имущества – гаражей, лифтовых шахт, иных помещений, которых по факту в домах не было (в обоих случаях речь идет об обычных пятиэтажках). Зато при составлении договоров стороны не побеспокоились о том, чтобы описать имущество, которое действительно должно обслуживаться, – указать площадь лестничных клеток, площадь придомовой территории. Реальностью стало то, что жители домов часто сами не знают содержание договоров, которые подписывают, а решения общего собрания принимаются путем заочного голосования. Формально такой порядок соответствует букве закона, но никак не его духу. 

В ходе дискуссии прозвучало мнение, что управляющие компании, прячась за расплывчатыми формулировками о том, что работы проводятся «по мере необходимости», и тому подобным, не желают раскрывать информацию о том, как расходуются средства жильцов. Говорилось о безостановочном росте тарифов при одновременном разбухании управленческого аппарата компаний. Обычным делом стало формальное, а то и откровенно хамское отношение сотрудников управляющих компаний (а подчас и ответственных должностных лиц органов власти и управления) к гражданам, обращающимся за получением информации об оказанных им услугах. 

— Чтобы получить информацию от управляющей компании, ее надо «выгрызать зубами». При этом возникает общее чувство, что компании пытаются избавиться от обслуживания тех домов, жильцы которых задают неудобные вопросы, — резюмировала Нина Коновалова, напомнив также о том, что контролирующие органы далеко не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности по контролю за тем, что происходит в сфере ЖКХ. 

Помимо критики управляющих компаний, своя доля претензий у собравшихся была и к мэрии Майкопа. Анатолий Осокин напомнил про то, что за последние годы в городе проводится уже третий разрушительный для доверия общества к власти «эксперимент» с жителями МКД. В первый раз это была инициированная мэрией кампания по переходу домов под непосредственное управление, в результате чего жильцы, не имеющие надлежащего опыта, оказались один на один с рыночной стихией, а республика рисковала не получить деньги из федерального фонда реформирования ЖКХ. Далее произошло резкое увеличение платы на общедомовые нужды. И вот сейчас возникла ситуация, когда управляющие компании начали в одностороннем порядке отказываться от управления домами. 

Первый заместитель главы администрации МО «Город Майкоп» Сергей Стельмах высказал позицию о том, что реально из общего числа МКД Майкопа недовольство проявляют всего 10-12 домов, причем, по его мнению, недовольство действительно связано с недостаточной информационной работой управляющих компаний. 

В ответ на вопрос о том, почему мэрия не проверяет обоснованность установленных тарифов, Сергей Стельмах отметил, что этот вопрос вне компетенции муниципалитета. Анатолий Осокин не согласился с этой позицией: закон об общих принципах организации местного самоуправления и жилищный кодекс определяют обязанность муниципалитетов обеспечить газо-, водо- и электроснабжение граждан. А уже далее эта задача решается путем создания МУПов или путем возложения этих задач на коммерческие структуры, что не снимает с мэрии обязанности следить за их деятельностью, полагает Анатолий Осокин. 

Прокурор РА Василий Пословский подтвердил, что в сфере ЖКХ далеко не все благополучно. Свидетельство тому – ряд возбужденных уголовных дел. В весьма критическом ключе прокурор отозвался о деятельности Николая Долотова, ранее занимавшего должность заместителя главы администрации республиканского центра. Василий Пословский рекомендовал мэрии Майкопа усилить работу отдела по вопросам ЖКХ – при штате в 14 человек результаты его деятельности должны быть гораздо более значительными. 

За всех своих коллег удар на заседании совета держал директор ООО «УК ЖЭУ №3» Владимир Лоенко. Его позиция состоит в том, что рост тарифов обусловлен инфляцией и ростом цен, а также увеличением затрат на оплату труда сотрудников. Также он отметил, что минимальный перечень услуг, которые должна предоставлять управляющая компания (а потребитель, соответственно, должен их оплачивать), закреплен в Постановлении Правительства России от 13 августа 2006 г. №491, которым утверждены правила содержания общего имущества многоквартирных домов. 

Владимир Лоенко также сообщил аудитории, что тарифы на содержание общего имущества МКД являются экономически обоснованными. Каких-либо аргументов против этого у представителей мэрии и профильных ведомств республики не было. Они вновь могли сослаться лишь на то, что закон не позволяет им вмешиваться в деятельность коммерческих организаций и проверять обоснованность тарифов. Все эти вопросы, по их мнению, должен регулировать рынок. Аслан Тхакушинов не согласился с этой позицией. 

— Возникает ощущение, что управляющие компании выпали из поля нашего зрения. В этой сфере необходимо четкое понимание, исходя из чего и как формируются тарифы, а также персональная ответственность должностных лиц и руководителей управляющих организаций, — подчеркнул Глава Адыгеи. 

Аслан Тхакушинов предложил создать в рамках Совета по развитию гражданского общества и правам человека специальную комиссию, которая займется вопросами в сфере ЖКХ, а ее председателем избрать Нину Коновалову. Далее предстоит детально изучить существующие проблемы и предложить пути их решения. Василий Пословский, как представитель прокурорского ведомства, полностью поддержал эту идею и обещал максимальную поддержку по линии «государева ока». Эта идея была одобрена и членами совета.

Пресс-служба Адвокатской палаты Республики Адыгея.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Министерство юстиции