22 февраля Правительство РФ одобрило и внесло в Государственную Думу ФС РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», разработанный Минюстом России (далее – законопроект). Им предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации, а также внесение в закон изменений, касающихся адвокатского запроса, ордера, удостоверения адвоката, требований к претендентам на получение статуса адвоката, статуса Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) и др. В комментарии пресс-службе ФПА РФ вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин пояснил, что редакция законопроекта, внесенная в Государственную Думу, согласована Советом ФПА РФ и является результатом длительной совместной работы министерства и Федеральной палаты адвокатов РФ. По его словам, законопроект для адвокатского сообщества ожидаем и адвокатура сможет продолжить успешную работу в случае его трансформации в закон.
Напомним, что проект изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Минюст России вынес на общественное обсуждение еще 2 декабря 2021 г. Законопроект вызвал неоднозначную оценку в адвокатском сообществе и породил дискуссию. На прошедшей 20 мая 2022 г. научно-практической конференции «20 лет Федеральному закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”: история и современность» заместитель министра юстиции РФ Максим Бесхмельницын сообщил, что из поправок Минюста России, предложенных в ст. 17 Закона об адвокатуре, будет исключена дискуссионная норма, предоставляющая Минюсту право на судебное оспаривание решения, принятого советом адвокатской палаты. По его словам, такое решение было принято потому, что адвокатура – это самостоятельная структура, способная самоочищаться от людей, позорящих великое звание адвоката.
Как сообщил пресс-службе ФПА РФ вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин, редакция законопроекта, внесенная в Государственную Думу, согласована Советом ФПА РФ и является результатом длительной совместной работы министерства и Федеральной палаты адвокатов РФ.
«Законопроект обширен, предусмотренные в нем предложения касаются различных аспектов деятельности адвокатуры и ее взаимодействия с органами юстиции», – сказал вице-президент ФПА РФ.
Он отметил, что в законопроекте уточняются порядок оформления полномочий адвокатов на оказание юридической помощи (оформления и изготовления ордеров), основания и порядок приобретения статуса адвоката, а также предусматривается ведение единого государственного реестра адвокатов вместо региональных реестров.
Как поясняется на сайте Минюста России, создание Единого реестра позволит в круглосуточном режиме всем заинтересованным лицам получать информацию о статусе адвоката, его удостоверении, членстве в региональной адвокатской палате. Также законопроектом устанавливается, что право осуществлять адвокатскую деятельность наступает только с момента внесения сведений об адвокате в Единый государственный реестр. В Единый реестр также будут включаться сведения о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока.
Если законопроект будет принят, полномочия по ведению, определению порядка ведения и состава сведений Единого реестра будут закреплены за Минюстом России. Это министерство наделяется также полномочиями по утверждению Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката.
Законопроектом повышаются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Так, претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка».
Кроме того, в рамках проводимой цифровой трансформации института адвокатуры будет закреплен статус КИС АР как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ, региональных адвокатских палат, адвокатских образований и адвокатов.
Олег Баулин также обратил внимание на то, что в законопроекте подробное регулирование получает процедура внесения органами юстиции представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Разработчики законопроекта предполагают, что такие изменения повысят гарантии реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а также оптимизируют взаимодействие органов юстиции, ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ.
«В целом законопроект для адвокатского сообщества ожидаем и адвокатура сможет продолжить успешную работу в случае его трансформации в закон», – заключил Олег Баулин.
Сергей Гусев