Как сообщалось ранее, 1 декабря в Общественной палате РФ под эгидой ФПА РФ проходила научно-практическая конференция «Адвокатура-2033», организаторами которой выступили Адвокатская палата Московской области и Федеральный союз адвокатов России при поддержке Московской областной коллегии адвокатов. На открытии конференции с приветственными словами выступили президент ФПА РФ Светлана Володина, вице-президенты ФПА РФ Алексей Галоганов и Владислав Гриб. Прозвучали выступления, касающиеся вопросов возможных пределов технологических изменений современной цивилизации и прогнозирования этих изменений, информационных технологий и подходов к регулированию искусственного интеллекта, использования юридических сервисов, основанных на искусственном интеллекте. Модерировали мероприятие первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев и вице-президент ФПА РФ Елена Авакян.
Открыл конференцию ее модератор – первый вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев. Он обратил внимание, что хотя конференция проходит под эгидой ФПА РФ, ее организаторами являются Адвокатская палата Московской области и Федеральный союз адвокатов России (ФСАР). Поэтому он предоставил слово вице-президенту ФПА РФ, президенту ФСАР, президенту АП Московской области Алексею Галоганову.
Приветственные слова и награждения
Алексей Галоганов, приветствуя собравшихся, отметил, что среди них есть представители самых разных регионов страны, и назвал заявленные в программе конференции темы выступлений интересными. Президент ФСАР вспомнил слова Юрия Калмыкова, занимавшего должность министра юстиции РФ в 1993–1994 гг., которые тот сказал на первом съезде ФСАР: отношения государства и адвокатуры должны строиться на основе сотрудничества. И сейчас, по словам Алексея Галоганова, эти отношения строятся на основе сотрудничества, что идет на пользу гражданам, которым адвокаты оказывают правовую помощь.
Алексей Галоганов перечислил тех, кому ФСАР решил вручить благодарности. Среди них вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин, советник ФПА РФ, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, председатель Ставропольского регионального отделения ФСАР Нарине Айрапетян, вице-президент ФСАР Рашит Зиганшин, президент АП Краснодарского края Светлана Васильева. Тем из них, кто присутствовал в зале конференции, Алексей Галоганов вручил благодарности лично.
Президент ФПА РФ, вице-президент АП Московской области Светлана Володина в своем приветственном слове обратила внимание на одно из отличий между старшим и юным поколениями. Она сообщила о том, что современные школьники для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) чаще всего выбирают информатику. Говоря о студентах, она отметила, что подавляющее большинство (96%) заявляют, что ходить на лекции у них потребности нет, поскольку вся необходимая для учебы информация есть в Интернете.
«Знания в парадигме древних – это то, что осталось, когда ты всё забыл, – напомнила мудрость Светлана Володина. – Значит, для юриста знание – это то, чем он активно пользуется каждую минуту. И, конечно, межпредметные связи».
С учетом этого, задачу старшего поколения она видит в том, чтобы помочь подготовленному молодому специалисту, обладающему большим количеством информации, этой информацией пользоваться.
В завершение своего выступления президент ФПА РФ перечислила имена адвокатов, удостоенных наград Минюста России. В числе награжденных золотой медалью «За содействие» – президент АП Приморского края Александр Илькун, президент АП Кировской области Марина Копырина, член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Александр Никифоров, серебряной медалью «За содействие» – заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, президент АП Республики Карелия Андрей Закатов. Почетную грамоту Минюста России решено вручить адвокату Диане Ципиновой, оправдательный приговор в отношении которой на днях утвердила апелляционная инстанция.
Светлана Володина поблагодарила организаторов и докладчиков конференции. «Нам остается соответствовать ожиданиям тех, кто придет в адвокатуру-2033», – такими словами завершила она свое выступление.
Вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб заявил, что он противник цифровизации в том смысле, что общение в соцсетях стало заменять людям живое общение друг с другом. По его мнению, представители адвокатской профессии в наименьшей степени подвержены зависимости от гаджетов. В то же время он считает, что адвокаты должны максимально внедрять новые цифровые технологии, инструменты и достижения науки в свою профессиональную деятельность. Говоря об адвокатуре будущего, Владислав Гриб заявил о своем желании видеть эту адвокатуру по-прежнему элитой среди юридических профессий.
Прогнозирование будущего имеет существенные ограничения
Первый вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев в начале своего выступления объяснил название, выбранное для конференции: «“Адвокатура 2033” – потому, что мы сегодня хотим понять, какие векторы развития есть и как адвокатура будет выглядеть». Обращаясь к теме своего доклада – «О возможных пределах технологических изменений и нашей способности прогнозировать их», – он отметил ограничения, которые существуют у людей при прогнозировании тех или иных сценариев развития. Так, прогнозирование на основе лишь своего чувственного опыта может вызвать у человека «эффект индюшки», чей опыт основан лишь на том, что каждый день ее кормит фермер. Основываясь лишь на нем, она никак не может спрогнозировать, что в один из дней окажется на столе у фермера в качестве еды. Логическая ошибка при прогнозировании, по словам спикера, заключается в убеждении, что если чего-то никогда не было, то этого никогда и не может быть. Именно эта ошибка, допущенная при проектировании АЭС «Фукусима» в Японии, привела к катастрофе этой станции, не выдержавшей удара природной стихии.
Михаил Толчеев также обратил внимание и на ограниченность человеческого знания, напомнив суть известного парадокса «я знаю, что ничего не знаю», когда при увеличении содержимого круга познанного увеличивается и окружность, соприкасающаяся с непознанным. Поэтому при прогнозировании надо учитывать, что всегда может произойти все что угодно, поскольку в мире непознанного гораздо больше, чем познанного.
Выступление Михаила Толчеева сопровождалось презентацией, иллюстрации для которой изготовил искусственный интеллект – ChatGPT. По словам докладчика, сейчас искусственный интеллект (ИИ) уже невозможно выявить с помощью теста Тьюринга, который предназначен для распознавания того, с кем ты ведешь диалог – с человеком или с машиной. Стремительное развитие ИИ рождает у многих опасения, что он заменит людей многих профессий или, еще хуже, захочет избавиться от людей. Но, по мнению Михаила Толчеева, ограничения есть не только у человеческого познания, но и у ИИ. «Искусственный интеллект в современном понимании в любом случае основывается на познанном. Даже когда он сам себя обучает, он обучает на том эмпирическом опыте, который сам понимает, – пояснил спикер. – Искусственный интеллект сам ничего не хочет. Только то, что мы в него с вами заложили так или иначе – либо в виде алгоритма, что он должен хотеть, либо в виде так называемой системы аттракторов».
Михаил Толчеев акцентировал внимание на том, что продукты информационных технологий – это инструменты и не нужно придавать им большую ценность, чем инструментам.
Годится ли ИИ для суда?
Затем Михаил Толчеев предоставил слово студентке Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени О.Е. Кутафина Дине Саитбаталовой. Она задалась целью разобраться, несет ли ИИ профессиональные риски для адвокатской деятельности, – составила обзор нейросетей и ИИ, которые созданы для юристов, и сделала определенные выводы.
По мнению спикера, искусственный интеллект, во-первых, может быть использован для автоматизации таких задач, как подготовка юридических документов, анализ судебной практики, анализ рисков договоров. Во-вторых, искусственный интеллект может быть использован для прогнозирования исходов судебных дел.
Спикер рассказала о программе с использованием ИИ, обученного на огромном количестве судебных дел и умеющего распознавать естественную речь. Слушая участников процесса, эта программа через наушник подсказывала доверителю, что говорить в суде в соответствии с выбранной адвокатом линией защиты. Важность разработки данной программы ее авторы объясняют тем, что таким образом ИИ может обеспечить доступ к профессиональной юридической помощи людям с низкими доходами.
И все-таки в результате своего исследования докладчик пришла к выводу, что ИИ не сможет успешно выступать в суде. Дина Саитбаталова рассказала о своем эксперименте, когда она сама составила иск в суд, а потом на основе тех же материалов попросила составить иски в суд по тому же основанию ИИ. При изучении результатов выяснилось, что ИИ использовал утратившие силу акты и не владеет юридической техникой.
Дина Саитбаталова признает, что ИИ может эффективно обрабатывать большие объемы данных, что делает его полезным инструментом для работы с документацией в юридической сфере. «Вместе с тем данная технология не способна заменить адвоката в тех областях, где требуется человеческий интеллект. Система искусственного интеллекта не сможет выстроить профессионально грамотную защиту доверителя. Она не сможет выступать в суде, и в том числе вести переговоры», – заключила она.
Цифровизация способствует защите бизнеса от силового давления
После выступления Дины Саитбаталовой Михаил Толчеев передал модерирование мероприятия вице-президенту ФПА РФ Елене Авакян. Она пригласила к трибуне для доклада руководителя рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалюты Государственной Думы Федерального собрания РФ, директора Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, генерального директора АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» ЗаБизнес. РФ, д.ю.н. Элину Сидоренко. Она выбрала для своего выступления тему «Информационные технологии на страже интересов бизнеса».
Развивая дискуссию по вопросу, заменит ли ИИ адвоката, спикер призналась, что ей очень импонирует позиция актера Олега Табакова, которого спросили, в чем состоит его успех у театральной публики. Он ответил: «Когда я выхожу, я сначала не играю. Я выхожу на сцену. Я сначала в себя влюбляю. А потом начинаю играть». В этом смысле, говоря об адвокатах, по мнению Элины Сидоренко, надо понимать, что влюбить в себя зал судебного заседания, влюбить всех, кто там находится, может только адвокат-человек, и, конечно, «никакой цифровой адвокат никогда ни в каком процессе цифровом не заменит настоящего, живого адвоката, у которого должны быть и дополнительные навыки».
Элина Сидоренко рассказала о том, как работает АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» ЗаБизнес.РФ, которую она возглавляет. За защитой может обратиться как предприниматель, в отношении которого оказывается силовое давление (например, его привлекли в качестве обвиняемого по уголовному делу или же он является потерпевшим по уголовному делу). Обращение предпринимателя, согласно внутренним регламентам правоохранительных ведомств, поступает непосредственно в центральный аппарат правоохранительных органов и находит там решение. «Для адвокатов это, на самом деле, очень хорошая история, когда вы можете поднять проблему сразу с региона на центральный уровень», – пояснила докладчик.
Ограничить ИИ нормой права
Управляющий директор Центра регулирования искусственного интеллекта, председатель национальной комиссии по этике искусственного интеллекта Андрей Незнамов рассказал о подходах к регулированию искусственного интеллекта в разных странах.
Он привел примеры стран, где регулирование ИИ жесткое (страны Европы, Канада) и где оно мягкое (США и Китай), а также тех государств, где регулирования просто нет (Индия).
Андрей Незнамов рассказал о регулировании ИИ в России, продемонстрировав в своей презентации основные нормативные акты в этой сфере. Он пришел к выводу, что в России созданы очень неплохие условия для развития ИИ. Например, российское правительство первым в мире утвердило концепцию регулирования искусственного интеллекта. В следующем году эта стратегия будет обновляться. «У нас есть уже некоторые точечные ограничения, например, рекомендательных сервисов. Ну и что, мне кажется, очень важно отметить: в России создан один из самых продвинутых в мире кодексов этики в сфере искусственного интеллекта. У него уже не 240, а 340 подписантов. Компании из 20 стран мира присоединились, и президент страны неоднократно давал поручение расширять количество подписантов и дальше использовать этику как ключевой инструмент регулирования. Это такой квазизакон, по сути», – сказал спикер.
Он призвал участников конференции присоединяться к работе по развитию этики и регулирования ИИ.
Сергей Гусев