— Старожилы аула Хакуринохабль всегда вспоминали Хусена Андрухаева как человека исключительной доброты. Он погиб очень молодым, ему был всего 21 год, и не успел создать семью. Но Хусен очень любил детей, особенно своих племянников. Мой дедушка Схатбий вспоминал, как дядя катал его маленького на санках, ходил с ним в кино. Сам он был внешне очень похож на Хусена, старшие всегда их сравнивали, — рассказывает Бэлла. — Схатбий был схож с Хусеном и по характеру — выбрал непростую и опасную профессию шахтера, много лет ходил в забой.
В ауле Хакуринохабль есть музей, посвященный подвигу Хусена Андрухаева. Очень интересное и необычное в архитектурном плане место — настоящее украшение аула. Перед входом установлен бюст героя. Здесь хранились личные вещи Хусена, можно было познакомиться с жизнью и бытом военной поры.
— В мои школьные годы все ученики — и мальчишки и девчонки — очень любили этот музей. Вход был бесплатный. Жизнь в сельской местности особо не баловала подростков развлечениями, а на каникулах мы могли ходить в музей практически каждый день. Даже бывало так, что старшие на нас из-за этого начинали косо поглядывать. Но уверена, что как место общения и проведения значимых мероприятий музей подарил светлые воспоминания многим жителям Хакуринохабля, — говорит Бэлла.
В музее оборудована диорама — кусочек поля боя, воссозданный в тот момент, когда Хусен Андрухаев совершил свой подвиг, ставший символом стойкости и героизма бойцов Красной Армии в Великой Отечественной войне. 8 ноября 1942 года на Луганщине, возле села Дьяково, 21-летний политрук Хусен Андрухаев, взявший на себя командование после гибели командира, прикрывал отход боевых товарищей, а когда закончились патроны, подорвал себя гранатами вместе с врагами. Потом на допросе пленный немецкий офицер рассказал, что на предложение сложить оружие Андрухаев ответил: «Русские не сдаются!».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» Хусен Андрухаев был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Хусен Андрухаев был поэтом и достойным представителем своей непростой, но яркой эпохи. «Жизнь ковала нас из крепкой стали…» — так называлось одно из его стихотворений. Он собирал фольклор, интересовался нартским эпосом, переводил поэзию с русского на адыгейский язык. Хусен Андрухаев — одна из знаковых фигур, обращаясь к которой, мы можем в полной мере понимать и оценивать вклад кавказских народов в общественную жизнь и культуру нашей страны. В этом смысле нашего прославленного земляка можно сравнить с Расулом Гамзатовым. Неслучайно в здании Союза писателей России установлен бюст Хусена Андрухаева авторства прославленного скульптора Зураба Церетели.
Каждое 23 февраля, каждый День Победы школьники готовили выступления, учили и декламировали его произведения. Сама Бэлла Каратабан уже в детстве перечитала все его стихи и очень любила их. В ее память, как и в память многих жителей Адыгеи, навсегда врезались слова поэта:
Я для врагов всегда найду
Слова, разящие, как пули,
А для друзей я славлю труд,
Чтоб словом добрым помянули.
— Вся поэзия Хусена Андрухаева — это слова уважения людям труда и гимн любви Родине. Наверно, от подобного склада характера появилась и героическая составляющая – жертвенность его души, — говорит Бэлла.
Для всего рода Андрухаевых носить фамилию первого адыга – Героя Советского Союза было особым почетом. Но также это было великой ответственностью — поступить нечестно, очернить имя героя было просто немыслимо.
— В последние годы я, а потом уже и мои дети с гордостью несли портрет Хусена Андрухаева в День Победы в рядах «Бессмертного полка». Мы не можем не восхищаться его отвагой. Своим бессмертным подвигом он внес свой вклад в победу над фашизмом. Но и сегодня, отмечая 105-ю годовщину со дня его рождения, мы одновременно выражаем благодарность и уважение всем ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны, — сказала в завершение Бэлла Каратабан.